Право женщины быть ведьмой

17.01.2015
witch

Мне кажется, все девочки любят фильмы о ведьмах. Или любили — в подростковом возрасте.

«Иствикские ведьмы», «Зачарованные», «Колдовство» — это как бы женская классика. Все смотрели, все фанатели.

Screen Shot 2015-01-17 at 16.37.53

Но я вчера пересматривала «Колдовство» — и поняла, что дело не в любви к фэнтази, сказкам или бытовому мистицизму.

Фильмы о ведьмах для нашего поколения — это совсем про другое. Недаром же пик популярности всяких ведьм пришелся на 90е. «Зачарованные», и «Колдовство», и «Сабрина — маленькая ведьма», «Практическая Магия».

Screen Shot 2015-01-17 at 16.36.35

Эти фильмы уже не про миленькую ведьма-домохозяйку, которой муж запрещает колдовать («Колдунья», он же «Моя жена меня приворожила», в оригинале Bewitched) — но она тихо чародействует на благо семьи).

Screen Shot 2015-01-17 at 16.56.37

В 90е ведьмы символизировали женщин нового поколения — амбициозных, жестких, самостоятельных. Недаром слова witch (ведьма) и bitch (сука, стерва) так похожи.

Screen Shot 2015-01-17 at 16.30.36

В 90е Мадонна сказала: «Я жесткая, я амбициозная, я знаю, что хочу. Если это делает меня сукой, да ради бога».

Screen Shot 2015-01-17 at 16.59.19

Мадонна как женщина была аутсайдером. Она, правда, знала, чего хотела. И никогда не стеснялась донести это до всего мира. Очень характерно то, что случилось у нее с бывшим мужем Шоном Пенном — он не выдержал её популярности, сексуальности, самоуверенности. (кто не знает — была жуткая история, из-за которой они развелись — Пенн связал Мадонну и несколько часов издевался, включая изнасилование и избиение).

Про таких женщин, как она, тоже говорят — «ведьма». То есть злая, странная, опасная.

Ну, или говорили.

И в 90е современная мифология назначила в героини сказочного персонажа — ведьму. Городскую, молодую, сексуальную. Реальной женщине такой быть не полагалось.

Screen Shot 2015-01-17 at 16.37.19

Но для женщин (девушек) главным достоинством такой героини было то, что у нее есть Сила.  И независимость. Любовные линии, конечно, были — но на условиях героинь. Никаких больше мужей, которые запрещают колдовать. Мужчинам приходилось принять Силу и Миссию своих подруг.

Это был, на мой взгляд, очень важный символизм. Женщины еще не могли себе позволить громко заявить о своих амбициях (неприлично), но уже хотели видеть героинь другого типа. Не этих барышень, которые только и стремятся замуж за условного принца.

Screen Shot 2015-01-17 at 16.33.16

Ведь раньше в кино женщина могла себе позволить быть сильной лишь в том случае, если на её голову упали 33 несчастья, или если она переодетый мужчина (Тутси, 1982).

Не очень в тему, но не могу не упомянуть моего дорого и любимого Вуди Аллена с его «Энни Холл» (1977). Да, этот фильм, может, и не о женщине и её силе, но о том, что для женщины замужество не главное стремление, и любовь тоже не главное. Это один из самых прогрессивных фильмов о женщинах. (есть еще конечно «Какими мы были»/The way we are, 1973)

Но все-таки ведьмы — это знаки не просто женского стремления к независимости, а намек на всемогущество. На то, что женщина способна все — и даже на схватку с мужчиной (злодей обычно мужчина).

Screen Shot 2015-01-17 at 16.32.18

Я внезапно поняла, как бессознательно и не напрямую все это проникало к нам в души — и меняло нас. Искусство все-таки величайшая сила. Ты и не замечаешь, как оно меняет твою жизнь. Это настоящая магия.

comments powered by HyperComments
0 Мне нравится
0 Мне не нравится